Технические требования по настройке усилителя одиссей 010. Мастер по ремонту аудио и видеотехники в барнауле

Усилитель Одиссей-010 стерео. Принципиальная электрическая схема усилителя и его блоков, фото и внешний вид устройства. Материал будет полезен для тех кто хочет отремонтировать или модернизировать усилитель мощности.

Усилитель мощности низкой частоты "Одиссей-010 стерео" выпускался киевским предприятием "Радиоприбор" начиная с 1984-го года. Достаточно массивный корпус устройства (16 кг веса), в котором размещены стереофонические усилитель мощности, регуляторы громкости и тембра, а также селектор входов.

В выходных каскадах усилителя использованы мощные кремниевые транзисторы: КТ818ГМ и КТ819ГМ.

Технические характеристики усилителя

  • Номинальная выходная мощность - 2х50 Вт (8 Ом);
  • Диапазон воспроизводимых частот - 20...20000 Гц;
  • Коэффициент нелинейных искажений - 0,05%;
  • Габариты корпуса: 460х360х120 (мм);
  • Вес изделия - 16 кг.

Принципиальная схема усилителя

Приведена структурная схема включения блоков усилителя, принципиальные схемы каждого из блоков, а также примечания по применяемым деталям в схемах для блоков усилителя.

Рис. 1. Структурная схема соединения блоков усилителя. Коммутатор: А1; Блок усилителей корректирующих: А2; Усилитель предварительный: АЗ; Блок питания: А4; Усилитель мощности: А5;

Ниже приведена принципиальная схема блока питания (А4) усилителя мощности Одиссей-010.

Рис. 2. Принципиальная схема блока питания усилителя мощности Одиссей-010 стерео.

Рис. 3. Принципиальная схема блока со сглаживающими конденсаторами.

ВНИМАНИЕ! В блоке питания А4 возможна замена конденсаторов С5, С6 типа К50-37 на К50-24. При этом в схему фильтра блока питания внесены следующие изменения.

Блок питания:

  • Предохранитель плавкий: FU.
  • Переключатель ПКН41-1: SA1; П2К-Н-1-2: SA2;
  • Резисторы МЛТ-1: R1; МЛТ- 2: R2 - R5;
  • Розетки штепсельные У86-КСМ: XS1 - XS2;
  • Розетки СНО 46-Зр: XS3-XS6;
  • Соединитель ОНЦ-ВГ-4-5/І6-Р: XS7;
  • Конденсаторы К73-17: C1 - С4; К50-37: С5 - С6.

Стабилизатор А1:

  • Резисторы МЛТ-0,125: R3- R6; R9 - R11, R16 - R19;
  • МЛТ-0,25: R1 - R2, R20 - R22, R24 - R25; R27;
  • МЛТ-0,5: R7- R8;
  • СПЗ-38а: R12, R15, R23, R26;
  • Конденсаторы К73-17: С1, СЗ3, СП - С12;
  • К50-16: С2, С4 С5-С6, С9 - С10;
  • КТ-1: С7, С8, С13, С14.

Рис. 4. Схема коммутатора (А1) усилителя Одиссей-010 стерео.

Рис. 5. Схема блока усилителей корректирующих (А2) усилителя Одиссей-010 стерео.

Усилитель корректирующий:

  • Вилка СНП40-ЗВ: ХР1, ХР2,
  • А1, А2; ХР5, ХР6;
  • СНП-40-4В: ХР3, ХР4.
  • Резистор МЛТ-0,5: R1 - R4;
  • Соединитель ОНЦ-КГ-4-5/16Р: XS1;

Рис. 6. Схема усилителя корректирующего A1, А2.

  • Резистор МЛТ-0Д25а: Rl -RIO ,R12 -К25*,
  • Конденсатор КТ-1: Сі, С2, С9;
  • К73-17: СЮ;
  • К73-9: С5, С6, С7, С8;
  • К50-16: СЗ, СП, С12;
  • Розетка СНП-40-ЗР: XS1;
  • СНП-40-5Р: XS2;

Рис. 7. Схема усилителя предварительного (АЗ).

  • Резистор МЛТ-0,125: R1, R2, R4 - R21; R23-R34, R36 - R42,
  • Вилка СНП40-ЗВ: ХР1 - ХР3;
  • R44 - R47, R49 - R63, R66, R67;
  • К73-9: С5 - С10, С23 - С26, С41, С42, С47, С48;
  • МЛТ-2: R64; R65;
  • Конденсатор КТ-1: С3, С4, С15, С16, С29, СЗ0, С43, С44;
  • Блок резисторов: R3, R22, R35, R48.
  • К50-6: С17, С18, С27, С28, С37, С38, С49, С50;
  • Конденсатор К73-17: С1, С2, С11 - С14, С19 - С22, С31 - С36, С3, С51, С52; С40, С45, С46;
  • Переключатель П2К: SA1, SA2;

Рис. 8. Принципиальная схема усилителя мощности (А5) Одиссей-010 стерео.

Усилитель мощности, детали:

  • Розетка CH046-3p: XS1; XS3; XS12;
  • ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р: XS2;
  • Индикатор уровня А1, детали:
  • Резистор МЛТ-0,125: R1, R3, R5, R6, R8 - R12, R14, R16, R17, R19, R20, R22-R32, R34;
  • МЛТ-0,25: R2, R4, R21;
  • МЛТ-0,5: R15, R18.
  • СП3-38а: R7, R13, R33;
  • Конденсатор К50-16: С1 - С5, С8 - С11;
  • КТ-1: С6, С7;
  • Валка СНП40-ЗВ: ХР1, ХР2.

Усилитель А2:

  • Резистор МЛТ-0,125: R1, R3 - R12, R15 - R20, R23 - R33, R35 - R36, R38, R40, R41, R44, R45, R47 - R50, R53 - R74, R83 - R86, R91 - R97, R99, R100, R102 - R104, R106, R108 - R110
  • МЛТ-0,25: R13, R14;
  • СПЗ-38: R2;
  • МЛТ-250: R34, R37, R43, R46, R51, R52, R75-R78, R98, R101, R105
  • МТ-1: R107, R112, R114;
  • МТ-2: R87, R88, R111, R114;
  • СГ-1 В: R21, R2.2, R39, R42;
  • С56М: R79 - R82, R89, R90, R117 - Rl20;
  • Конденсатор КЗ-17: С1, С2, С35, C36, C39, С44-С49;
  • 73-9: С21, С22, С24, С27;
  • К-16: С3, С4, С7 - С10, С13 - С18, С37, С38, С40 - С43;
  • Т1: С5 ,С6, С11 , С12, С19 ,С20 С23 ,С25 С26 С28 - СЗ4, С53.
  • Реле РC-6: К1, К2;
  • Катушка индуктивности: LL1, LL2;
  • Вилка СНП-3В: ХР1, ХРЗ;
  • СПП - 6В: ХР2;

Примечания к принципиальной схеме:

  1. В усилителе могут быть установлены комплектующие изделия других типов и номинальных значений, не влияющие на технические параметры и качество усилителя.
  2. Режимы блока питания приведены при отсоединенной нагрузке.
  3. Режимы платы индикации приведены при перегрузке усилителя мощности - свечения индикаторов перегрузки и уровне входного сигнала индикатора уровня А1 - 30 мВ.
  4. Режимы по постоянному току измерены ампервольтметром Ц4311, по переменному току электронным вольтметром B3-39.
  5. Значения режимов могут отличаться от указанных на ±15%. Выходные напряжения стабилизатора блока питания могут отличаться от указанных на ±1,5%.
  6. Приведенные режимы измерены на частоте сигнала 1000 Гц при крайнем правом положении регулятора громкости и среднем положении остальных регуляторов.
  7. Элементы, обозначенные *, могут подбираться при настройке.

Вопросы, возникающие в ходе ремонта усилителей, вызывают интерес не только у профессиональных радиомастеров и радиолюбителей, но и у людей, которые испытывают интерес к аудиотехнике.

Усилители, которые полюбили ценители звуковоспроизводящей аппаратуры чаще всего из 80-х или 90-х годов прошлого века. Это и советские и импортные усилители. Усилители такого класса как Эстония 010 стерео, Одиссей 010 стерео, Бриг 001 стерео , а также и другие аналогичные, имеют уже довольно хороший звук и схемотехнику, уже сравнимую с профессиональными брэндами зарубежного производства.

Методику ремонта и настройки усилителей рассмотрим на примере усилителя Одиссей 010 стерео. Также рассмотрим наиболее часто возникающие неисправности и рекомендации к модернизации усилителя.

Усилитель полный Одиссей 010-стерео Hi Fi.

Усилитель имеет три входа - фонокорректор, тюнер, магнитофон. Мало это или нет, вопрос обсуждаемый многими. Например, в полном усилителе SANSUI AU-D607X также три входа. А в усилителе двухблочном - Эстония 010 стерео - смотрите сами -

Усилители полные выполненные в одном корпусе имеют три входа, иногда и пять, а усилители двухблочные, где раздельно есть усилитель мощности и предусилитель имеют чаще всего пять и более входов.

Также в усилителе имеется ступенчатая регулировка громкости, баланса, тембра НЧ, тембра ВЧ, баланса АЧХ, с помощью дискретных регуляторов, выполненных на постоянных резисторах. Такая схемотехника улучшает точность и надежность регулирования характеристик усилителя. Например в усилителе Вега 10у-120 стерео, применяются переменные резисторы СП3-33 сдвоенные. Эти резисторы чаще всего со временем имеют неисправность - износ или истирание проводящей дорожки, или ее обрыв, в лучшем случае загрязнение дорожки грязью или пылью. В этом случае возможно или замена резистора или его ремонт, путем его полного разбора. Разобрать резистор СП3-33 можно, но делать это нужно аккуратно. Резистор собран и скреплен заклепками, которые следует аккуратно демонтировать, чтобы получить доступ внутрь. Или второй вариант - в случае если дорожка резистора "перетерта" или оборвана - резистор нужно заменить на другой. Таких резисторов сейчас уже становится мало в обороте.

Для ремонта усилителей потребуются измерительные приборы и другие сопутствующие инструменты.

1. Генератор звуковой.

Здесь идеально подходит генератор Г3-102, или другой аналогичный отечественный или импортный. Советские типа Г3-109, Г3-107, Г3-111, Г3-118 с коэффициентом гармоник в три раза меньшим, или не превышающем Kf самого усилителя. Главное, чтобы это был стационарный прибор подлежащий поверке.

Генератор Г3-102 отличается от других генераторов Г3-118, Г3-109 И Г3-107 более компактными размерами и небольшой мощностью, выходная мощность генератора и напряжение на выходе невысокое (до 10 Вольт при 100мВт). Но для проверки звуковоспроизводящей аппаратуры большого напряжения сигнала не надо. Генератор имеет низкий коэффициент гармоник - до 0,1% на низких от 20 до 200Гц частотах. Г3-109, Г3-107, Г3-111 имеют более высокий коэффициент гармоник, поэтому их можно использовать для тестирования и ремонта усилителей, но для проверки искажений усилителей они не годятся. Схема генератора несложная, линейность и низкий коэффициент достигается введенной в него отрицательной обратной связи, в цепь которой включен элемент на лампе накаливания, который и отвечает за линейность амплитуды сигнала на выходе генератора. В тоже время, в генераторе используются элементы, с уникальными характеристиками. Генератор, обладающий самым низким коэффициентом гармоник - Г3-118. Генератор Г3-102 стоит на втором месте после Г3-118, им можно измерять искажения, перед измерением необходимо проверить собственные искажения генератора, а потом проводить измерения.

"Сто второй" генератор сейчас найти сложновато, но можно. После приобретения, нужно заменить все электролитические конденсаторы на новые. В нем стоят плохие конденсаторы К50-6, которые со временем сохнут. Посмотреть какая форма сигнала идет с генератора. Синусоида должна быть чистой и ровной на любой частоте. Если она искажена, то есть проблема с линейностью. Возможно нужно заменить лампу в цепи обратной связи. Лампа эта редкая и заменить ее на первую попавшуюся или резистором не получится. У лампы меняется сопротивление с изменением на ней приложенного напряжения, т.е. это нелинейный элемент с положительным температурным коэффициентом сопротивления. Также проверить нужно регулятор выходного напряжения. Если сигнал регулируется не плавно, нужно смотреть его. Резистор сдвоенный, но он имеет разное сопротивление на каждой стороне. Поэтому заменить его так просто невозможно. Можно аккуратно разобрать и почистить от грязи дорожки. После профилактики, генератор может служить долго и стабильно. Импортные генераторы при таких параметрах стоят очень дорого. Перед измерениями, корпус генератора и осциллографа нужно соединить проводом через клеммы заземления.

Почему стационарный генератор, а не скажем программа на компьютере, например AudioSweepGen и другие, которые работают от звуковой карты компьютера. Синусоида, которую выдает звуковая карта допустим стационарного компьютера, все же имеет нечистый вид, это видно на осциллографе, и оказалось что она имеет неравномерность на пиках, это говорит о том, что имеются наводки и гармоники от импульсного блока питания компьютера и от работающей электроники компьютера. Если сигнал снимать с ноутбука, работающего от аккумулятора, с его звуковой карты, возможно искажений не будет. Но параметры звуковой карты, ее нелинейные искажения на определенной частоте нам все равно не точно известны. И Kf звуковой карты правильно было бы сначала измерять стационарным прибором, он должен как написано выше не превышать Kf проверяемого усилителя. В то время, как синусоида генератора Г3-102 имеет идеальную и чистую форму при любой амплитуде. Блок питания генератора Г3-102 выполнен по классической схеме на трансформаторе, он тороидальный, имеет хороший КПД и минимум наводок. Да и схема его довольно проста. Это говорит о том, что стационарный генератор идеально подходит для тестирования усилителей на предмет возможных искажений сигнала. А они могут быть и от стареющих конденсаторов, полупроводников и т.д. К тому же коэффициент гармоник генератора Г3-102 такой - 0,1% при частоте 20-70Гц, 0,05% при частоте 70-200Гц, 2-20кГц, 0,02% при частоте 200Гц - 2кГц, 0,2% при частоте 20-200кГц, что подходит для большинства звуковоспроизводящей аппаратуры. В генераторе имеется плавная регулировка выходного напряжения от 0,01 до 10В.

Допустим у вас усилитель искажает сигнал, пропускаемый через него. Нужно определить, что вносит искажения в сигнал. Вы сначала проверяете питающие напряжения, убедившись, что они в норме, определяете далее, с какого блока идет искаженный сигнал. С предусилителя или усилителя мощности. Подаете сигнал от генератора на вход преда, предварительно отключив его от усилителя мощности. Смотрите на осциллографе исследуемый сигнал. Он искажен. Теперь ищем неисправный каскад, щупом осциллографа подключаемся к каждому каскаду и смотрим где сигнал изменяет форму. Находим неисправный или проблемный каскад. Проблема может быть с конденсатором. если он проходной, транзистор или микросхема- операционный усилитель, с выхода которого идет искаженный сигнал.

2. Осциллограф - он потребуется для наблюдения все той же синусоиды от генератора Г3-102, при прохождения через тракты усилителя или магнитофона. Здесь подойдет любой осциллограф с полосой до 5Мгц. Аналоговый или цифровой - это на любителя.

На схеме комплексного подключения контрольно-измерительной аппаратуры видно, как правильно подключить измерительную технику. Мы видим, что осциллограф подключается к выходным каскадам усилителя для контроля пропускаемого сигнала. Можно использовать любой осциллограф как из старых отечественных, или зарубежных. Если из наших отечественных, то лучше использовать осциллограф С1-65А.
Он отличается от других тем, что имеет устойчивую синхронизацию, а именно на низких частотах. К тому же полоса пропускания данного осциллографа 50 Мгц, что имеет хороший запас по частоте. Использовать двухлучевой осциллограф можно также, но необязательно и не часто требуется сравнение сигналов по параметрам.

3. Мультиметры и вольтметры .

Вольтметр В3-38.
Предназначен для измерения переменного напряжения в диапазоне от 100мкВ до 300В. в полосе частот от 20Гц до 5Мгц, что хватает для настройки звуковоспроизводящей аппаратуры. Также есть шкала в дБ для измерения затуханий. что удобно за наблюдением сигнала. Схемы подключения вольтметра В3-38 приведены ниже. Они нужны для проверки таких характеристик усилителя как - проверка тонкомпенсации, уровня тембра НЧ и ВЧ, проверки ступенчатой регулировки громкости, проверки баланса АЧХ, и самого предварительного усилителя.

Мультиметр - может быть любой, аналоговый или цифровой. Здесь кому с каким удобно работать. Опять же, лучше иметь шкалу в дБ для отслеживания затухания сигнала, т.к. цифровой мультиметр это сделать не может. По опыту, для ремонта звуковой аналоговой техники лучше все же использовать аналоговые приборы - осциллографы, генераторы звуковые и вольтметры.

Тест усилителя сигналом 1000Гц от генератора под нагрузкой 4 Ома. Как видим, синусоида четкая и ровная, что говорит нам, что усилитель исправен.

4. Измеритель нелинейных искажений.

Измерение коэффициента гармоник на базе прибора - С6-5 или другим аналогичным. Данный прибор стрелочного типа. Особенность - позволяет измерять коэффициент гармоник относительный, он не будет точным. Поэтому делают несколько измерений, получают среднее значений коэффициента гармоник.

В качестве нагрузки лучше всего использовать мощные реостаты. Реостатом можно регулировать сопротивление от 8 до 4 Ом.

Сдвоенный реостат на 150 Вт мощности.


Далее, перед поиском любой неисправности, по усилителям, необходимо в первую очередь проверить визуально все соединения между платами, модулями или блоками, затем все печатные дорожки и радиоэлементы на предмет обрыва печатных дорожек, проводников, выводов радиоэлементов. Также проверить визуально радиоэлементы, на предмет отгорания, обугливания.

Блоки питания усилителей Hi-Fi и Hi-End. Требования к блоку питания усилителей - обеспечение питания узлов усилителя максимально отфильтрованным от пульсаций сети током с необходимыми стабильными напряжениями с учетом импульсного характера их потребления и независимого питания каналов усилителя. В основном используются трансформаторные блоки питания с выпрямительными диодами и сглаживающими конденсаторами. Импульсные блоки стоят в домашних кинотеатрах, некоторых усилителях, но встречаются реже.

Типы Трансформаторов в усилителях или другой звукотехнике.

Тороидальные - лучший выбор, имеют высокий КПД, не так подвержен рассыханию пластин, меньше гудит, но если гудит, то сложнее отремонтировать его пластины. Также сложнее перемотать его обмотки. Обычно тороиды в качественных усилителях экранированы кожухом. Имеют также и более удобные и компактные размеры, благодаря отсутствию каркасов катушек, имеют небольшую высоту и их можно спрятать в узкий по высоте корпус.

П-образные, Ш-образные трансформаторы - тоже часто распространены, встречаются в усилителях, домашних кинотеатрах, музыкальных центрах, магнитолах. Недостаток - со временем рассыхаются и гудят. Стыки пластин обычно пропитаны специальной мастикой, которая проводит электромагнитное поле. Она рассыхается. Также отслаиваются пластины. Разобрать такой трансформатор можно без особого труда. Для этого снимаем с него кожух, который скрепляет сердечник и разъединяем его. Мастику можно приготовить самим из тщательно измельченного ферритового сердечника 400НМ или другой, либо подойдет ферромагнитный порошок для принтеров. Смешать порошок можно с эпоксидкой и не густым слоем пропитать зазор между трансформаторными пластинами. Прижать и собрать кожух. Если слой между пластинами будет слишком толстый, то возрастет ток холостого хода, что не очень хорошо. П-образные и Ш-образные трансформаторы можно легко перемотать.

Проблем, кроме гудения, обычно больше не бывает. Может сгореть или замкнуть первичная сетевая обмотка, тогда требуется ее перемотка. В моей практике такой трансформатор был в китайском сабвуфере Микролаб.

В качественных усилителях Hi-Fi и Hi-End используют мощные трансформаторы с запасом, либо один, или два на каждый канал. Провод вторичной обмотки должен быть толстый, обычно толщиной 1,2мм.

Выпрямительные диоды - в хороших усилителях используют мощные кремниевые диоды, которые устанавливают на радиаторы. Обычно проблем с ними нет. Некоторые советуют поменять обычные диоды на диоды Шоттки. Но толку для усилителя от них мало. В основном они используются в импульсных блоках питания. Благодаря лучшим временным характеристикам и малым емкостям перехода, выпрямители на диодах Шоттки отличаются от традиционных диодных выпрямителей пониженным уровнем помех, что делает их наиболее предпочтительными для применения в импульсных блоках питания аналоговой и цифровой аппаратуры.

Сглаживающие конденсаторы - Наиболее главная часть блока питания, после трансформатора. Опять же, в качественных усилителях должны стоять емкости не менее 10000мкф, а лучше по 15000мкф в каждом плече. Если в усилителе стоят емкости по 4700мкф или 6800мкф, это говорит о том, что усилитель не может быть мощностью более 20 Вт на канал. Слишком большая емкость также не нужна для усилителя. Производитель и внешний вид конденсатора. Качественный конденсатор на 10000мкф или 15000мкф должен иметь габариты. Если он все же маленький, то ставить его не стоит. Хорошие конденсаторы- наши К50-37 или импортные, которые имеют габариты. Сейчас, например, технологии изготовления конденсаторов фирмы Mundorf таковы, что M-Lytic HC очень быстрые, способны отдавать всю свою энергию в короткий промежуток, где это требуется. например при басовых ритмах. Это влияет на детальность и точность баса, его мощность, напористость.

Стабилизатор напряжения для усилителей мощности, в усилителях встречается редко, в отечественных - только в Одиссее - 010. Если стоит мощный силовой трансформатор с запасом и хорошие емкости не менее 15000мкф, и уровень пульсаций не превышает допустимые значения, то стабилизатор в принципе не нужен. Также емкость конденсаторов зависит и от питающего напряжения. Если напряжение +- 37В, нужны хорошие конденсаторы, и толстые провода, питающие оконечный усилитель. Если напряжение питания усилителя составляет +- 55В или выше, сила тока нужна меньше для такого усилителя, и провода могут быть тоньше. Конденсаторы также могут быть на меньшую емкость, где-то 10000мкф.

После визуального осмотра переходят к проверке блока питания усилителя. Это же относится и к ремонту другой технике - магнитофонов, CD-проигрывателей, видеокамер, телевизоров, мониторов и т.д. Без проверки питающих напряжений невозможно точно определить неисправность того или иного модуля, радиоэлемента. Источник питания может вести себя по-разному. Он может уйти в защиту, из-за того, что неисправен какой-то модуль, и тогда мы можем выяснить отключая поочередно каждый модуль от источника питания, тем самым выяснить какой из них имеет неисправность. Другая ситуация, когда сам источник питания выдает не те напряжения, которые предусмотрены по схеме. Здесь может быть несколько причин. Одна из причин может быть связана с неисправностью самого источника питания. Например, источник питания усилителя ОДИССЕЙ-010-СТЕРЕО имеет стабилизатор, который выдает напряжение питания - +-37В. Часто причиной неправильной работы усилителя является его неисправность. Проявляется это в виде присутствия фона, искажения звука. Определить неисправность можно путем замера напряжения питания источника, оно обычно становится +-54В. А должно быть +-37В. Обычно исходя из опыта, усилитель мощности работает при таком напряжении, ничего не сгорает, но работа его режимов нарушается.

Принципиальная схема стабилизированного источника питания усилителя Одиссей-010-стерео.

При неисправности стабилизатора напряжения нужно проверить следующие элементы: стабилитроны VD1, VD2, VD5, VD6 - КС522А, транзисторы VT10, VT9, VT7, VT8 - КТ503Е, транзисторы VT1, VT6, VT2, VT3 - КТ502Е, КТ503Е. Транзисторы - VT5, VT6 - КТ814Г, КТ815Г. Обычно выходит из строя стабилитрон VD1, VD2 и транзисторы цепи VT1, VT2, VT5. Надо сказать. что стабилизатор напряжения является уязвимым местом усилителя, поэтому его нужно периодически проверять. Нужно отметить, что это единственный усилитель, имеющий стабилизированный источник питания усилителя мощности. Это необходимо для компенсации "просадок" при работе усилителя на нижних частотах и отражается на передаче более детального баса. Управление басовиками 75ГДН или 30ГД-2 мне понравилось, диффузоры управляются идеально. Часто жалуются на непрозрачный и не музыкальный звук усилителя. Причина на мой взгляд в предварительном усилителе. Подключаясь ко входу усилителя мощности от другого предварительного усилителя, например Радиотехника УП-001 звук становится гораздо музыкальнее.

Ниже приведено описание работы источника питания усилителя.

По опыту ремонта источника питания усилителя, проходные транзисторы КТ819ГМ и КТ818ГМ не выходят из строя, остаются целыми.

Проверка источника питания усилителя проводится по методике. описанной из руководства по ремонту усилителя. Привожу ее ниже.

Методика испытания источника питания правильная. Измерение пульсации проводится на осциллографе, уровень пульсаций не превышает 15мВ.

Аналогично проверьте источник питания на уровень пульсаций усилителя Бриг-001 или Эстония-010 или другого усилителя "преклонных" лет, которые без стабилизатора напряжения. Это интересное сравнение.

Задумайтесь, сколько осталось полезной емкости в конденсаторах источника питания усилителей 30-летней давности типа Sansui или Yamaha . И сколько стоит замена этих конденсаторов на достойные, типа Raimund Mundorf . Там уровень пульсаций зависит от конденсаторов фильтра источника питания. Насколько они "живые" и качественные, зависит общая картина по басу этих усилителей.

Для примера - по описанию характеристик, конденсаторы M-Lytic HC очень быстрые, они являются основой для динамичного, точного баса и живой, чистой середины. Невзирая на экстремальные басовые импульсы, звучание остаются стабильным и чистым, без каких-либо эффектов сжатия. Имею низкую ESR.

Еще одна особенность стабилизатора напряжения усилителя Одиссей-010 - на плате стабилизатора между точками выводов 21, 20,19 отсутствует печатный контакт на плате, имеется разрыв. Из-за этого стабилизатор не работает, выдает +-55 Вольт. Я с этим столкнулся, когда производили ремонт стабилизатора и восстановление печатных проводников после "очумелых ручек". Я менял провода, идущие от конденсаторов К50-37 15000мкф х 63В на более толстые 2,5 мм. Также менялись провода в диодном мосте, и от трансформатора питания. А также поменял провода от проходных транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ на более толстые.

Необходимо соединить перемычкой эти контакты на плате стабилизатора и пропаять. Работа стабилизатора нормализуется.

На фото печатной платы видно, что между выводами 21, 20, 19 разрыв. Видимо "земля" соединяется там при помощи проводов с обратной стороны платы.

А вот на монтажной схеме точки 21, 20 и 19 соединены вместе, что не совпадает на деле.

Трансформаторы питания для усилителей.

Отдельно несколько слов об особенностях трансформаторов питания усилителей.

Немало вопросов возникало на форумах по поводу силового трансформатора Одиссея 010. Почему он гудит и как добиться, чтобы он работал тихо.

Подтягивание винтов кожуха, пропитка обмоток, не помогала судя по отзывам людей, которые пытались эту проблему трансформатора решить. Судя по всему, причина в самой намотке обмоток. На одном из форумов предлагается перемотать первичную обмотку последовательно по 550-600 витков провод 0,64мм, заводская намотка составляет 440 витков провода ПЭТВ-2 0,5. Вторичную соответственно вит./В -1,3мм.


Мощность трансформатора - 250 Вт.

диаметр составляет 1.32 мм.
Сначала узнаем сечение провода.
1.32 делим на 2, получаем 0.66, это радиус.
0.66 умножаем на 0.66, а получившийся результат умножаем на 3.14 (число пи), получаем сечение провода = 1.36 мм.кв

Значение плотности тока принято принимать равным 2.5 Ампера на 1мм.кв. В нашем случае 1.36 умножаем на 2.5 и получаем 3.4 Ампера.
Так как трансформатор рассчитан на выходное напряжение 37,8 Вольт, то 3.4 умножаем на 37,8, получаем 128 .52 Ватта . Умножаем на 2 ,т.к. две обмотки = 257 Вт.

Улучшение блока питания усилителя Одиссей-010 стерео.

1.Замена конденсаторов в стабилизаторе напряжения на новые. Подойдут Jamicon. Емкости по 15000мкф менять не нужно. Они обычно живые.

2.Замена проводов, идущих от конденсаторов по 15000мкф на более толстые сечением 2,5мм. Замена проводов, идущих от силового трансформатора на диодный мост, проводов выпрямительных диодов, на более толстые. Провода, идущие на усилитель мощности менять не нужно. Они в целом достаточного сечения и экранированы в отличии от других усилителей.

3.Замена проводов на проходных мощных транзисторах КТ819ГМ и КТ818ГМ на более толстые.

4.Замена термопасты транзисторов КТ819ГМ и КТ818ГМ.

Немало споров возникает по звучанию усилителя. Ниже, привожу цитату из одного форума по сравнению звучания с другими усилителями.

Как много ханий вещи,которую большинство просто оценить то не в состоянии в силу разности критериев оценки в прослушивании музыки!!!
Технически у Одиссея 010 конечно же есть ряд "багов",о них уже упоминали.Однако давайте ка пройдемся по ряду преимуществ-достоинств,коими он может похвастаться:
-стабилизированный источник питания=минимализация "зашумленности" питающих цепей особенно мощника...Ну ка,кто из импортных собратьев может похвастаться подобным подходом?
-тракт предварительного усиления без единого межкаскадного конденсатора!!!Это в отличие от классически нашпигованных межкаскадниками,зачастую посредственного качества,среднебюджетных иностранцев!!!Лучший межкаскадный конденсатор-его отсутствие!!!
-применение ОУ с ос коростью нарастания 50в/мкс!!!Скажем так-большинство среднебюджетников имеют в тракте ОУ с 8в/мкс,а "особо аудиофильские" аж до 30в/мкс...К чему показатель?Да он вообще то напрямую завязан с формой сигнала.в частности с фронтальным срезом нарастания и напрямую же связан с возможностью пространственной расстановки образов,обеспечивая неплохое эшелонирование этих образов.Никогда вы с ОУ 8/мкс не получите объемной аудиокартины-она гарантировано будет "плоской"!!!
-регуляторы громкости в виде многопозиционных переключателей с резистивными матрицами на высокоточных резисторах от военки.Какие там нафиг Альпсы...-они рядом не стояли...Да,вот долговечность подкачала,дорожки перетираются жестким ползунком,обеспечивающим в свое время достаточно хороший контакт.Сейчас есть возможность еще найти новые такие-так пользую с огромным удовольствием!.
-единственный межкаскажник-на входе УМ,да и то-ПЛЕНОЧНЫЙ!!!Как бы там не рассусоливали,но примененный к 73-17 многократно лучше любого крутого "блек-гейта" или "Церафайна"
-ну да-и емкость 15 000мкф на печо в БП,которой далеко не каждый среднебюджетник похвастается.А это безусловно-хороший импульс басовой составляющей.
-наличие такого сейчас популярного режима "директ"/отключение темброблока/,т.е по тракту имеем всего лишь:галетник входов с серебреными контактами,регулятор громкости,один каскад усиления на ОУ с хорошими показателями,один межкаскадный конденсатор,УМ,реле блока защиты,винтовые терминалы.../Вполне себе "короткий тракт"

Недочеты были безусловно,начиная от упомянутой разводки масс,разъемов питания на УМ,но такие ли это большие недочеты,наряду с эксклюзивными достоинствами.Ведь все эти недочеты в состоянии поправить мастер средней квалификации,выведя аппарат еще не более высокую орбиту...

Это мы технически "покопались".Давайте пройдемся по звучанию,что гораздо важнее!!!
Имеем:
Одиссей 010.
onkyo a 8650
denon pma 690
Denon pma 480
luxman l 210
Dual 5650
Kenwood ka7010
pioneer a-607
Это то,что оказалось в загашниках,под руками...
Слушаем следующие моменты:глубина и ширина сцены,рельефность подачи в аккорде бас бочки+бас гитары/смотрим разборчивость и атаку/
В итоге имеем:
-в глубине сцены на уровне Денона 690,оставлись далеко в.../позади в общем /все,кроме Пионера и Денона 480,которые приотстали все равно...
-имульсность басового регистра/скорость ударной волны от бас бочки/,показал себя на уровне Онкью,Кенвуда и Дуала,слив все таки Денону 690.Т.е вполне себе предсказуемый результат на фоне аппаратов с мощностным потенциалом 2х80-100 вт на 8ом нагрузки.
-разборчивость басовой составляющей на уровне денона 690,Пионер 607...

Чем же он плох?Объясните моим ушам
Глазам объяснить сможете,ушам-нет...
Может причины негативных отзывов в его сторону кроются в таких моментах,как:
-отсутствие остального тракта.способного раскрыть потенциал усилителя
-уровень восприятия базирующийся на восприятии "плоской" привычной картины
-ведомость в суждениях и отсутствии своего собственного мнения в совокупности с идолопреклонением перед иностранцами

Вопросы.Вопросы...
А запыленный Одиссей с полки в кладовке на самом деле хоть и проигрывает в глубине рисуемой сцены большинству ламповиков,но еще даст фору многим импортным транзисторным собратьям далеко не бюджетной ценовой категории.А ведь в рисуемой аудиокартине,создание трехмерных образов-это самая труднодостигаемая ступень в развитии,не забывайте это...

Усилитель мощности.

Усилитель мощности определяет качество звучания усилителя в целом. В усилителях мощности высокого класса все радиокомпоненты должны работать в щадящих режимах по току, напряжению, мощности и рабочей температуре. С этой целью в конструкции нужно предусмотреть эффективный теплоотвод выделяющегося в процессе работы усилителя тепла, комплекс систем защиты узлов усилителя от перегрузок всех видов и возникновения аварийных режимов, индикации текущих и аварийных состояний. Также все транзисторы, включенные по мостовой схеме, должны иметь одинаковые параметры по току, частоте или близкие с ним. Чаще всего так не бывает.

Наличие проходных электролитических конденсаторов в усилителях высокого класса нежелательно, т.к. они вносят свои искажения в общую звуковую картину. Например в усилителе Электроника Б1-01 много проходных конденсаторов, они есть в предусилителе и усилителе мощности, и на выходе усилителя мощности также есть по 15000мкф, т.к. усилитель имеет однополярное питание. Это вносит не очень хорошее влияние на звук.

в Одиссей 010 и других подобных усилителях проходных электролитических конденсаторов нет.

Схема усилителя мощности Одиссей-010 стерео.

Неисправности усилителя мощности могут быть разными. Часто они возникают из-за выхода из строя стабилизатора напряжения, тогда вместо напряжения +- 37В на усилитель поступает напряжение +-50В. При таком напряжении, режимы работы усилителя нарушаются. Может выйти из строя защита усилителя, выходные транзисторы. Поэтому в первую очередь проверяют питающее напряжение. В остальном усилитель достаточно стабилен и работает долго. Отличается от других тем, что не нагревается в режиме простоя, несильно нагревается на средней и большой громкости. Если все же последствия его эксплуатации привели к выходу из строя и вы заметили что сгорели резисторы R79, R80, R81, R82 на плате. Это говорит о том, что один или оба выходных транзисторов пробиты. При замене выходных транзисторов нужно установить ток покоя резистором R39, R42. Ток покоя устанавливается после 10 минут прогрева усилителя. Контроль тока покоя замеряется на резисторах R79, R80, R81, R82 (0,47 Ома.) по падению или установлению напряжения 9,5мВ. Подойдет обычный цифровой мультиметр. По мануалу прогрев проводится при номинальной мощности 50Вт на нагрузке 8 Ом и сигнале 1000Гц. Ток покоя нужно устанавливать аккуратно, медленно вращая резисторы R39 и R42, при быстром вращении, ток может скачкообразно измениться, что может привести к выходу из строя выходных транзисторов. Установив ток покоя, нужно повторить процедуру еще несколько раз, т.к. ток покоя может измениться. Резисторами R21 и R22, при отсутствии сигнала устанавливаем постоянное напряжение на выходе не более 50мВ.

Регулировка и проверка выходной мощности усилителя. Чтобы усилитель выдавал номинальную мощность 50Вт на канал, необходимо подать на вход усилителя мощности через эквивалент 1кОм сигнал уровнем 900мВ и 1000Гц. Подстроечным резистором R2 устанавливаем одинаковый уровень выходного напряжения на выходе усилителя. Выход усилителя подключается к эквиваленту нагрузки 8Ом и контролируется милливольтметром В3-38.

Для проверки мощности, подаем сигнал от генератора 1000Гц на вход усилителя через эквивалент 1кОм и добиваемся напряжения на выходе усилителя равному 20В, что соответствует номинальной выходной мощности 50Вт. Выход усилителя должен подключен к нагрузке 8Ом. При это входное напряжение должно быть в пределах 800-1000мВ. Если оно отличается, в усилителе имеется неисправность.

Улучшение усилителя мощности.

1. Замена электролитических конденсаторов на новые.

2. Проверка тока покоя и напряжения на выходе, регулировка в случае отклонения от нормативных.

3. Замена проводов, идущих с выхода предусилителя на вход усилителя мощности на экранированный кабель.

4. Замена термопасты оконечных транзисторов.

5. Правильная разводка "земли". В этом усилителе это проблемное место. Часто возникает небольшой фон в одном из каналов. Фон усилителя мощности при отключении его входа от предусилителя не должен давать постороннего фона ни в одном из каналов. Фон возникает от неэкранированного провода предусилитель - усилитель мощности, который надо заменить на экранированный и отнести подальше от силового трансформатора. Разводка "земли" - провод, общая точка должна быть расположена подальше от силового трансформатора, т.к. обычно он издает небольшое гудение в силу его особенности. Общая точка находится между выходными клеммами на акустические системы, оттуда должен идти провод, припаянный на шасси возле предусилителя. В моем случае небольшой фон остался в одном из каналов, но при отключении предусилителя от входа оконечника, фона нет.

6. Возможные проблемы с защитой усилителя. Могут быть щелчки после выключения, необходимо увеличить емкость конденсатора - С43.

Проблемы с реле РЭС-6 - пропадание контакта с акустической системой, после включении усилителя, звук может пропадать. Нужно разобрать реле, очистить контакты, подогнуть так, чтобы при срабатывании реле, контакты надежно прижимались и отжимались при выключении. Проверить транзистор VT42.

Предусилитель.

Возможные неисправности и улучшение предусилителя:

1. Выход из строя одной из микросхем операционного усилителя. При этом пропадание звука в одном из каналов. ОУ бывают в металлических корпусах и в пластиковых. Разницы не замечено.

2. Менять неполярные конденсаторы не нужно. Обычно их емкость сохраняется.

3. Механические повреждения регуляторов - бывают редко, но все же протирается дорожка.

4. Замена провода на экранированный.

5. Проблема с переключателями П2К - от времени могут иметь плохой контакт, особенно это проявляется на низких частотах, шелестением, а то и полной потерей звука в одном из каналов. Здесь можно промыть их спиртом не разбирая и не снимая с платы, но это не всегда помогает или поможет на некоторое время, после простоя опять появится шелестение, либо их заменить на новые. выпаять из платы и установить новые П2К.

Фонокорректор.

Фонокорректор выполнен на транзисторах, на входе полевики, обеспечивают высокоомный вход. Проходных электролитов нет.

Профилактика: замена электролитов. Бывают также случаи когда один из каналов не работает. А может и оба не работать. Причина может быть скорее всего в неисправных полевых транзисторах КП307А. Их можно заменить на импорт - BF244C или BF245C.

Результат

Раз уж первая запись была про пассивную , то далее решил написать немного о «заезженном» и всеми «любимом» (тут уж каждый понимает как хочет) «Одиссей У-010 стерео» .

Про, то как звучит данный «усь», ведется немало споров на просторах Интернета. Для одних он — эталон, для других — хлам совковый. Мое личное мнение: «звучит он хорошо», но мне и сравнивать не с чем, кроме как с советской «Романтикой» и недорогими китайскими АС (всякие системы 5.1, 2.1, 2.0…) Особо нравится звук, когда работает только усилитель мощности, т.е. сигнал подается напрямую на вход УМ. И еще — звук мне понравился больше в связке «Одиссей У-010 + Электроника 35АС-015» , нежели «Одиссей У-010 + Radiotehnika S-90» .

Но статья не об этом, а о том, как я восстанавливал его облик…

Достался «Одиссей» мне в состоянии «не очень»: Не работает правый канал, пошарпанный корпус, передняя панель как водится в наклейках, и самое неприятное пошла пятнами.

Если с «начинкой» все понятно — заменил транзисторы вХодного и вЫходного каскада УМ, то с корпусом, а точнее с передней панелью пришлось повозиться.

Для начала решено было зачистить до блеска всю панель, предварительно сняв непонятные для многих, «кнопочки и крутилки». Чистил специальной насадкой для дрели, сделанной из листов «наждачки».

Этой штукой я и «начистил морду» Одиссей У-010:

Затем отполировал ручки и кнопки, зажав их в патрон дрели и обрабатывая «нулевкой». Результат к слову хороший, но полируя лицевую часть ручек и кнопок надо быть аккуратным и не сместить концентрическую точку, от которой расходятся круги при освещении.

А теперь самое главное, из за чего весь «кипишь»…все надписи на панели были нанесены краской, и при зачистке, естественно, все стерлось. Возник вопрос: «как быть и, что делать?»

Походив по форумам, встретил идею, которая уже посещала меня. Идея эта — вытравить надписи методом электролиза, с маской из фоторезиста. В итоге все же применил именно этот метод.

Начал с того, что нашел в сети программку-рисовалку для проектирования лицевых панелей: FrontDesigner 3.0 — именно ее выбрал из-за того, что ранее рисованием «морд» для аппаратуры не занимался, и поэтому искал софтинку по отзывам, в которых говорилось, что программа простая. И вот вооружившись линейкой и штангенциркулем начал снимать мерки и «рисовать» панель «Одиссея». Вот, что получилось:

Лицевая панель Одиссей У-010 FrontDesigner

Фотошаблон панели Одиссей У-010

Размеры после распечатки отличаются от настоящих, но так как накатка,засветка и протравка делались кусками, то это несоответствие в размерах не мешает — просто шаблон каждый раз подгоняется к панели(из видео будет понятно). Кого это не устраивает, могут сами отредактировать или сделать шаблон заново.

Фотошаблон распечатывался под «негативный» фоторезист. Во-первых он был в наличии, а во-вторых сам фотошаблон проще изготовить, так как не нужны большие участки залитые краской, а при распечатке шаблона в домашних условиях, это критично. Проще говоря засвеченные УФ-лампой участки фоторезиста остаются на поверхности детали, а те, что были залиты краской на фотошаблоне, через них УФ не проникает и фоторезист в проявочном растворе растворяется.

Фоторезист брал марки Ordyl alpha 340

Подробно описывать все действия с засветкой и проявкой не буду, так как в интернете полно статей на эту тему, и технология подгоняется под себя опытным путем. Да и видео прилеплены.

Фото готовой панели:

И немного видео:

Доработка усилителя «Одиссей-У-010»

«Как-то на форуме прозвучал вопрос: Что лучше: «БРИГ-У-001» или «Одиссей-У-010»?

Я влез в дискуссию со своим мнением, что Бриг легко и быстро доводится до ума, а с Одиссеем надо повозиться, да ещё с неопределённым результатом. От дальнейшей дискуссии оппоненты отказались, посчитав моё мнение недостойным обсуждения.»

Про Бриг я написал статейку, которую до сих пор всё читают. И вот с оказией пришёл ко мне и «Одиссей». Появилась возможность сравнить. Два месяца я упорно препарировал это чудо советской техники украинского производства, определяя причины его невнятного звучания. Результаты оказались неутешительными. 1. Структурная схема выбрана неудачно. Как следствие шум предварительного усилителя постоянно сидит в колонках, независимо от положения регулятора громкости. 2. Топология общего провода исполнена очень витиевато, и подавить ззз-удение в колонках до конца не удаётся. 3. Технические, монтажные и схемные решения УП и УМ напичканы «изюминками» разработчиков, целесообразность которых не подтверждена измерениями и практикой. В итоге доработка усилителя оказалась очень «кровавой», посему этот материал не для слабонервных, привыкших только менять электролиты да утолщать провода.

Все изменения схемы отражены в файле , увидеть которые можно с помощью программы , которую, в свою очередь, можно достать из недр Интернета. Удаления в схеме показаны синим цветом, а вновь введенные и изменённые элементы показаны красным цветом.

Попытаюсь объяснить причины проведения предлагаемых изменений.

Блок питания А4 (БП)

Конденсаторы С3 и С4, приляпанные навесным монтажом, призваны подавлять ВЧ помеху из сети. Но одновременно они вмешиваются в переходные процессы диодного моста VD 2-VD 5, увеличивая уровень ззз-удения в АС при отсутствии сигнала. Поскольку по сети уже стоят С1 и С2, выполняющие те же функции, то указанные С3 и С4 вполне можно удалить. Резисторы R 2-R 5 – печки, призванные быстро разряжать С5 и С6 при выключении питания. Чистая техника безопасности. После проведения всех работ внутри корпуса, перед установкой кожуха можно их выпаять, чтобы не терять впустую 5Вт мощности трансформатора. Правда светодиод VD 1 индикации сети очень долго гаснет. Если раздражает, то можно его переподключить к выходу стабилизатора. Затем замеряем выходные напряжения мощного стабилизатора и (при необходимости) резисторами R 23,R 26 выставляем исходные +/-37В. После всех доработок я поднял выходное напряжение стабилизатора до +/-40В и получил прибавку в импульсной мощности, а также более прохладные радиаторы стабилизатора. Но это по вкусу.

Усилитель предварительный А3 (УП)

Входные цепи. Прямоугольный сигнал, поданный на вход УП, уже на входе в DA 1 и DA 2 обогатился выбросами фронтов амплитудой больше самого сигнала при небольших углах поворота регулятора громкости (РГ). При увеличении угла поворота РГ амплитуда выбросов уменьшалась. Долго я не мог понять причину этого явления. Наконец дошло: коммутация С1 и С2 осуществляется секцией SA 1.1, расположенной на плате УП, и полный сигнал от источника должен бегать по дорожкам печатной платы туда и обратно. А рядом с ними проходят дорожки сигнала с движка РГ с гораздо меньшей амплитудой сигнала и высоким выходным сопротивлением. В итоге имеем условия для емкостной наводки с проводника с полным сигналом на параллельно идущий проводник с движка РГ. Чтобы избавиться от такого соседства, пришлось отказаться от коммутации конденсаторов С1 и С2 и перенести их на плату РГ, а проводники к SA 1.1 на плате УП заземлить. Выбросы почти исчезли. А после удаления R 4 и R 7 они исчезли совсем.

Тонкомпенсация. На современном уровне аудиотехники коррекция по ВЧ не требуется, поэтому R 1,R 2,C 3,C 4 сразу в помойку. А коррекция по НЧ потребовала осмысления. ГОСТ рекомендует делать отводы для тонкомпенсации на уровнях 5-7% (нижний) и 25-40% (верхний) от общего сопротивления РГ. Если используется только один отвод, то рекомендуется использовать верхний. В данном же случае используется один нижний отвод, хотя имелись все возможности для подключения к верхнему. Причём конденсаторы С7 и С8 соответствуют верхнему отводу, а резисторы R 5 и R 6 – нижнему. Разумного объяснения этой мешанине (кроме незнания предмета) я не нашёл. Чтобы как-то исправить ситуацию, пришлось увеличить ёмкость С7 и С8 до 0,33мкФ.

Каскад «Баланс АЧХ». В общем-то бесполезный каскад. Хотелось бы его удалить, но регулятор на передней панели не пускает. Пришлось чуть причесать его и сохранить как безобидный. Я подозреваю, что этот каскад был самым крупным «изюмом» всей разработки, и возможно на него даже было получено «Авторское свидетельство». Анализ схемотехники каскада показал, что конденсаторы С21, С22, С27, С28 ничего не разделяют и могут быть закорочены, а конденсаторы С29, С30 провоцируют выбросы на фронтах прямоугольного сигнала и могут быть удалены.

Каскад «Темброблок». Это «чудо» схемотехники напрягает своей нетрадиционностью. Пока разобрался в RC -цепочках, определяющих АЧХ блока в крайних положениях регуляторов, все мозги сломал. Но нашёл, что конденсаторы С39, С45 (С40, С46) слишком рано начинают коррекцию по ВЧ и желательно их уменьшить до 0,047мкФ, а для полной балансировки моста надо R 49 и R 50 изменить на 390 Ом. Дальнейший анализ схемотехники этого каскада показал, что неоправданно велик ток выходных повторителей (2 х15мА) на VT 1-VT 4, что ведёт к перегреву резисторов R 64 и R 65 параметрических стабилизаторов на VD 5 и VD 6. Пришлось увеличить R 52 и R 53 до 120 Ом, а R 64 и R 65 до 820 Ом. Далее, конденсаторы С49 и С50 ничего не разделяют, а режим каскада хорошо держат С37 и С38. Следовательно С49 и С50 вполне можно закоротить. Ну и увеличение С43 и С44 до 12 пФ в цепи компенсации микросхем DA 3 и DA 4 позволило чуть уменьшить их шумы и повысить устойчивость.

Ну вот, после нескольких косметических операций, предварительный усилитель, так часто поносимый на аудиофорумах, стал легко усиливать и обрабатывать поступающий в него сигнал, не обогащая его продуктами своей жизнедеятельности. И это несмотря на тяжеловесную структуру и множество неоптимальных технических решений. Чего стоит сама согнутая пополам конструкция на 50 с лишним проволочках и вручную собираемые регуляторы все разных номиналов? Это же издевательство над серийным производством и полное пренебрежение ремонтопригодностью. Но к нашему делу это не относится. Просто ворчанье профессионала. Что ж, едем дальше, к новым «чудесам» схемотехники.

Усилитель мощности А5 (УМ)

Переход к неинвертирующему включению. 1 . Входные цепи. Удаляем С11, С12. Изымаем R 11, R 12 и подпаиваем их параллельно С5 и С6 со стороны печати. Закорачиваем R 9, R 10. 2. Цепи обратной связи. Удаляем С13, С14, R 31, R 32, C 19, C 20. Бросаем перемычки от резисторов R 48 и R 49 к базам транзисторов VT 9 и VT 10 соответственно. Заменяем С3 и С4 на неполярные 22мкФ. 3. Дополнительный каскад. Удаляем VT 8 и VT 11, замыкаем оставшиеся контакты К-Э. Отрезаем связь коллектора VT 9 с С52 и коллектора VT 10 с С53 соответственно. Бросаем перемычку с базы удалённого VT 8 на базу VT 15 и соответственно с базы удалённого VT 11 на базу VT 20. Всё. Перестроились. Монтаж легко ложится на печатную плату. Сразу же надо уменьшить усиление в каскадах VT 6-VT 8 и VT 7-VT 9 на плате А1 перегрузки путём удаления электролитов С8 и С9 и изменения R 32 до 82к, а R 34 до 100к. Иначе при включении почти сразу загорится перегрузка и аварийно отключится выходное реле.

Ну вот, мы вышли на уровень среднестатистического серийного усилителя 80-х годов. Я бы порекомендовал здесь приостановиться и с недельку послушать его на любимой акустике в спокойной обстановке. Кому-то этого уровня будет достаточно, ведь с помощью ручек «улучшайзеров» на передней панели можно получить вполне комфортное звучание. Но если хочется получить комфортное звучание при линейной АЧХ (как это принято в Hi -End ), то надо идти дальше. Каким путём идти – каждый решает сам. Мне нравится мой путь. Если у вас есть свой путь, то идите, идите и идите по нему. Когда дойдёте до намеченной точки, то клавиатуру в руки, и поведайте нам об узловых этапах пройденного пути.

А пока я поведаю об этапах своего пути доработки этого усилителя. Итак, начнём.

Входной каскад. Как и в УНЧ-50-8 (см. статью о доработке усилителя «Радиотехника У-101»), для кардинального повышения качества звука необходимо изменить режим работы транзистора VT 1 (VT 2), для чего в его коллектор врезаем резистор R 121 (R 122) величиной 18к. Одновременно введение этого резистора значительно повышает устойчивость усилителя и позволяет удалить почти все компенсирующие конденсаторы, которыми облеплен УМ в исходном виде. В УНЧ-50-8 мне удалось удалить все компенсирующие конденсаторы в цепях ООС, что поставило в тупик многих экспертов, и моя статья тогда была обозвана как «малограмотная». Но критерий истины – практика, а она подтвердила корректность предложенного мной решения многократно.

Раскачивающий каскад. Состоит из каскодного усилителя на VT 15, VT 16 (VT 19, VT 20) и источника тока на VT 17 (VT 18). Всё бы ничего. Имеет право на существование. Но на максимальных амплитудах опять вылезли выбросы на фронтах прямоугольного сигнала. Оказалось, что реально на плате вместо VD 32+VD 33+VD 34 (VD 39+VD 40+VD 41) стоят резисторы, зашунтированные электролитами, а вместо R 115 (R 116) стоят диоды VD 7 (VD 16). Копнул дальше. В источнике тока вместо VD 35+VD 36 (VD 37+VD 38) стоит токовое зеркало на VT 13 (VT 14), опять же зашунтированное электролитом. Такое скопление электролитов вкупе с несоответствием печати схеме стало сильно меня раздражать, и я разнёс всю эту конструкцию «вдребезги и пополам». Восстановил резисторы R 115 (R 116), но уже в номинале 33 Ом. Собрался заменить VT 15 (VT 20) на КТ502Е, но заводские товарищи меня опередили. Выкинул VT 16 (VT 19), а контакты К-Е в печати закоротил перемычкой. Удалил всю цепь опорного напряжения R 34+VD 32+VD 33+VD 34 (R 37+VD 39+VD 40+VD 41), вернее всё, что там стояло вместо нарисованного на схеме. Удалил всю цепь опорного напряжения источника тока R 35+VD 35+VD 36 (R 36+VD 37+VD 38), вернее того, что там понаставили, и запитал базу VT 17 от базы VT 5 через резистор R 123 номиналом 200 Ом, а базу VT 18 соответственно от базы VT 6 через резистор R 124. Ну вот, выбросы почти пропали. Окончательно они пропали после удаления всех компенсирующих конденсаторов в выходном каскаде.

Выходной каскад. Обычно это двух или трёхступенчатый каскад с общим коллектором (ОК), собранный по двухтактной схеме. Здесь же мы имеем четыре ступени с переворотом фазы посередине, да ещё и с усилением по напряжению. Круто замешано, но не без пользы, как оказалось. Каскад обладает большой термостабильностью и не требует теплового контакта цепи начального смещения VD 8-VD 11 (VD 12-VD 15) с радиатором для выходных транзисторов, тогда как для других схемных решений выходного каскада такой контакт жизненно необходим. Это хорошо конечно, но зачем нужно было усиливать сигнал в 13 раз транзистором VT 29 (VT 30), затем резистором R 71 (R 72) ослаблять его, когда достаточно было усилить сигнал в 3 раза и целиком передать дальше? Далее, почему ток через первую ступень VT 25-VT 26 (VT 27-VT 28) заложили 3мА, а через вторую ступень VT 29-VT 30 (VT 31-VT 32) – всего 1мА? По-моему должно быть наоборот, т.е. ток по ступеням должен возрастать. Я так и сделал. Увеличил R 53 (R 54) до 2,7к, уменьшил R 63, R 66 (R 67, R 70) до 330 Ом, закоротил R 71, R 72 (R 73, R 74). Соответственно удалил все конденсаторы вокруг этих резисторов С29-С32, С33, С34, С50, С51. Также удалил С21, С22, С24, С27. А вот закоротить R 43, R 51 (R 52, R 46) не удалось из-за возрастания искажений. Причину пока найти не смог, отступился. Для запаса по устойчивости увеличил С23 (С28) до 120 пФ.

Настройка. При первом включении обнаружилась нехватка тока холостого хода (ток ХХ) по падению напряжения на R 79, R 80 (R 81, R 82). Пришлось ввести дополнительно цепям начального смещения VD 8-VD 11 (VD 12-VD 15) ещё германиевые диоды Д18. Лет 50 наверно пролежали в хламе, дождались своего часа. Ток ХХ стал нормально регулироваться резистором R 39 (R 42). Выставил 60 мВ, что соответствует току около 60 мА. Также понадобилось поднять коэффициент усиления УМ, для чего резисторы R 11, R 12, R 48, R 49 были увеличены до 39к.

Ну вот почти всё. При настройке обнаружилось, что сильно греется выходное реле К1 или К2, в зависимости от положения переключателя SA 2. Оказалось, что напряжение на обмотку реле подаётся с плавным возрастанием, поэтому обмотка находится постоянно под пусковым током, что и вызывает повышенный нагрев. Нужно было организовать скачок тока, для чего вместо резистора R 107 был установлен стабилитрон Д814А, а в проводник, подводящий напряжение +37В к переключателю SA 2 был врезан резистор R 6 сопротивлением 470 Ом и мощностью 1-2 Вт. В результате и реле резко срабатывает, и ток через него течёт небольшой, и корпус его не нагревается.

И напоследок про связь общего провода с корпусом. Исходно используются две точки корпусения: на входных разъёмах и в точке связи передней панели с шасси, куда подводится проводник с общего провода на входе в УМ. В итоге ззз-удит левый канал. Попытка убрать одну из точек корпусения приводит к ззз-удению в правом канале. Прыгал, прыгал вокруг, устраивал пляски с бубнами, ничего не помогает. Так и пришлось врезать в упомянутый проводник с общего провода резистор сопротивлением 1 Ом и таким образом снизить добротность петли по земле. После этого ззз-удящая помеха сгладилась в обоих каналах и стала практически незаметной. На этом и успокоился.

Вот теперь кажется всё. Может чего и упустил, так пусть дотошные товарищи дополнят. Не буду утомлять описанием измерений выходной мощности, искажений, АЧХ и т.д. Всё как обычно. Никаких чудес. Можно собирать, и начинать испытания на прочность акустики, стен, пола и нервов соседей. А поскольку звук усилителя значительно очистился и смягчился, стал комфортным при линейной АЧХ, то перечисленные испытания могут затянуться на довольно длительное время.

Подведём итоги. Качество звучания усилителя значительно поднялось. Звук не утомляет. Хочется слушать и слушать. При этом я не менял транзисторы на импортные супер аналоги, не трогал провода в жгутах, не менял все подряд электролиты на современные скоростные, не менял разъёмы. Просто почистил каскады от мусора, исправил монтаж на печатной плате, оптимизировал неудачные схемные решения. По пути удалил из усилителя 12 электролитов (не заменил, а выкинул за ненадобностью), убрал 6 транзисторов, выкинул 20 керамических и 4 плёночных конденсатора, удалил 10 резисторов, изменил номиналы 10 конденсаторов и 12 резисторов, вставил 4 новых резистора и 2 новых диода. Кроваво конечно получилось, но что делать – слишком много неразумных решений оказалось под крышкой этого 10-килограммового монстра.