Передача оператору связи персональных данных сотрудников. Что изменилось в услугах связи (Кучин О.) Предоставление сведений о пользователях оператору связи
После принятия Постановлений Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - Постановление N 758) и от 12.08.2014 N 801 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 801) изменились:
Правила оказания универсальных услуг связи (далее - Правила N 241);
Правила оказания услуг связи по передаче данных (далее - Правила N 32);
Правила оказания телематических услуг связи (далее - Правила N 575) -
(указанные Правила утв. Постановлениями Правительства РФ от 21.04.2005 N 241, от 23.01.2006 N 32, от 10.09.2007 N 575 соответственно).
Так, теперь оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа осуществляется оператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей (абз. 1 п. 3(1) Правил оказания услуг связи).
Напомним, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", далее - Закон о связи).
Оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи (п. 13 ст. 2 Закона о связи).
К универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа (п. 1 ст. 57 Закона о связи):
Услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа;
Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа.
Средство коллективного доступа - оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него (п. 28.3 ст. 2 Закона о связи).
Точка доступа - средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонента (п. 28.4 ст. 2 Закона о связи).
Постановление N 758 устанавливает, что идентификация пользователя осуществляется оператором универсального обслуживания путем установления фамилии, имени, отчества пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность (абз. 2 п. 3(1) Правил N 241).
Примечание. Большинство операторов связи уже включили в типовые договоры условия о представлении списка сотрудников, использующих рабочий Интернет.
Однако работодателю следует помнить о том, что передача оператору связи персональных данных сотрудников без их согласия - это нарушение требований ст. 88 ТК РФ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Именно поэтому надо проверить, получено ли согласие работников на обработку их персональных данных.
Постановлением N 801 установлены дополнительные способы идентификации клиентов, в том числе путем определения номеров сотовых телефонов (абз. 2 п. 3(1) Правил N 241), т.е. у оператора связи есть выбор способа определения пользователя. Если заключается срочный договор об оказании разовых услуг по передаче данных либо разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа, то оператор связи также осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оборудования (абз. 1 п. 24(1) Правил N 32, абз. 1 п. 17(1) Правил N 575).
Примечание. В случае если договор на оказание услуг связи заключен до принятия рассматриваемых изменений, никаких действий можно не предпринимать, в том числе не требуется перезаключать уже имеющиеся договоры.
В Постановлениях не прописано никаких переходных положений, а также того, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (что, впрочем, не помешало ряду операторов связи уже разослать уведомления и дополнительные соглашения к договорам).
Оператор связи перед предоставлением интернет-доступа вправе предложить пользователю ввести номер своего мобильного телефона, на который будет направлен соответствующий код, либо пользователь может указать фамилию, имя и отчество, которые подтверждаются учетной записью на Едином портале государственных услуг, документом, удостоверяющим личность, или иным способом, не противоречащим законодательству.
Сведения о пользователях (Ф.И.О., реквизиты документа, удостоверяющего личность), которым были оказаны услуги связи с использованием пунктов коллективного доступа, а также об объеме и времени услуг хранятся оператором не менее 6 месяцев (п. 9 Правил N 241). В случае если точка доступа Wi-Fi установлена оператором связи, он должен отправить пользователю СМС с запросом на получение идентификационных данных или предложить специальную форму для указания данных перед открытием доступа в Интернет.
В случае если точка доступа Wi-Fi установлена частным лицом, никаких обязанностей в связи с изменениями у него не появится.
Следует отметить, что у работодателей появилась новая обязанность - представление оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование (п. 26(1) Правил N 32 и п. 22(1) Правил N 575).
Пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - это технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей (п. 10 ст. 2 Закона о связи), т.е. модемы, роутеры, мобильные телефоны и т.д.
Указанный список должен содержать следующие сведения:
Фамилию, имя, отчество (при наличии);
Место жительства;
Реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (паспорта).
Список заверяется работодателем. Срок представления списка указывается в договоре между оператором и работодателем, но не реже раза в квартал.
Пример оформления списка лиц приведен в образце.
Образец
Список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование ООО "Фирма"
Фамилия, имя, отчество |
Место проживания |
Реквизиты документа, удостоверяющего личность |
|
Иванов Александр Петрович |
127221, г. Москва, просп. Мира, д. 33, кв. 10 |
Паспорт 4555 123456, выд. ОВД "Северное Медведково" 11.11.2003 |
|
Разуваева Анна Ильинична |
140800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Чекистская, д. 5, кв. 2 |
Паспорт 4608 599987, выд. отделом УФМС России по Московской области в Дмитровском районе 11.04.2009 |
|
Юрьева Надежда Павловна |
Предоставление информации об абонентах корпоративных клиентов: ГУП заключен договор с ПАО «МТС» по обеспечению тел. связью сотрудников предприятия. В настоящее время поступило письмо, в котором МТС просит предоставить данные о списке лиц, использующих телефонные номера, зарегистрированные в ПАО «МТС» на нашем предприятии, обосновывая ст. 64 Федерального Закона «О связи» №126-ФЗ от 07.07.2003 г., п.14 Постановления Правительства РФ №538 от 27.08.2005 г. и Условий оказания услуг подвижной связи МТС, данные должны быть предоставлены в виде реестра, заверенного уполномоченным лицом вашего предприятия с приложением печати предприятия. В реестре необходимо указать следующие данные пользователей абонентского оборудования: фамилия, имя, отчество; место жительства; реквизиты основного документа (паспорта), удостоверяющего личность.Учитывая вышеизложенное, являются ли требования обоснованными и законными, могут ли сотрудники предприятия, использующие корпоративную связь, отказаться предоставлять указанные сведения, каковы последствия непредоставления сведений? В случае согласия сотрудников предприятия предоставить сведения как правильно оформить?
Ответ
Да, требования, изложенные в вопросе, являются законными и обоснованными ( Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342).
Сотрудники предприятия, использующие корпоративную связь, вправе отказаться предоставлять указанные сведения. В случае невыполнения обязанности организации по предоставлению указанного реестра оператор связи вправе приостановить оказание абоненту услуг телефонной связи ( Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342).
В случае согласия сотрудников предприятия предоставить сведения необходимо оформить данное в письменной форме ( ТК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .
1. Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 № «О порядке оказания услуг телефонной связи» (вместе с «Правилами оказания услуг телефонной связи»)
Где получить ответ на любой юридический вопрос
В Системе Юрист есть ответы на частые вопросы юристов компаний. Подписчики Системы Юрист получают еще индивидуальные консультации от экспертов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 организация должна передавать интернет-провайдеру данные о конечных пользователях Интернетом. Нужно ли получать у сотрудника согласие на передачу этих данных? Какова ответственность за непредоставление этих данных?
Нужно ли в целях передачи провайдеру сведений о том, кто из сотрудников организации пользуется Интернетом, предварительно получать их согласие на обработку персональных данных, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Трошина и Максим Кудряшов.
Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 внесены изменения в Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила N 32) и в Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 32). Указанные Правила N 32 и Правила N 575 приняты в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Так, в соответствии с п. 26.1 Правил N 32 и п. 22.1 Правил N 575 предусматривается обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование. Указанный список должен содержать сведения о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование (фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность), и обновляться не реже одного раза в квартал.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами - членами Совета Европы 28.01.1981 (вступила в силу для РФ 01.09.2013).
Согласно ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ).
По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Однако как следует из ст. 6, ч.ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. Так, в частности, обработка работодателем персональных данных без согласия работника допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Обязанность работодателя предоставить оператору связи список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора, предусмотрена Законом о связи, Правилами N 32, Правилами N 575. Таким образом, обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора обязанностей. Следовательно, по нашему мнению, после внесения в договор об оказании услуг связи соответствующих изменений предоставление вышеуказанного списка оператору связи в силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не требует получения согласия работников.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Закона о связи в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом о связи, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения. В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи. Таким образом, в случае если организация не предоставит оператору связи список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора, то оператор имеет право приостановить оказание услуг связи, а по истечении шести месяцев вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи.
В заключение отметим, что в настоящее время законодательством не установлена административная, уголовная или иная ответственность за непредоставление оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора.
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .